le_ra (le_ra) wrote,
le_ra
le_ra

Category:

Дуб годится на паркет — так ведь нет:

Третий компонент растительного происхождения, так или иначе упоминающийся в связи с изготовлением философского камня, сегодня продается в любой аптеке.

Это самая обыкновенная дубовая кора. Как именно ее применяли - не знаю. Тоже вываривали, дестиллировали, смешивали... Если начать писать о дубе в этноботаническо-мистическом контексте, то получится отдельная книга, а то и многотомник. Так что писать я буду не о дубе вообще, а лишь о двух конкретных экземплярах этого дерева и связаных с ними историях. В соответствии с принципом "бизамбергского травника" описывать растения, произрастающие либо на самой горе Бизамберг, либо в пределах прямой видимости от оной. Всего в окрестностях Бизамберга встречается аж 4 европейских вида дубов (не считая заносного красного дуба из Америки): Дуб черешчатый (Quercus robur), Дуб австрийский (Q. cerris), Дуб скaльный (Q. petraea) и Дуб пушистый (Q. pubescens). Но только первый из перечисленных - черещатый или обыкновенный - спускается с сухих и теплых склонов горы в сырую пойму Дуная. Именно эта способность и определила участие сего растения в первой истории.

Как гласит легенда, жили в городе Штоккерау невдалеке от Бизамберга три брата. Одного из них подозревали в совершении некоего преступления. Какого именно, о том история молчит, но видимо достаточно серьезного, так что городской магистрат принялся "шить статью". Двое других попытались отмазать братца тем, что стали активно брать вину на себя, чем окончательно запутали следствие. Магистрат в создавшейся ситуации поступил в точности в соответствии с уголовно-процессуальной практикой того времени, т.е. назначил божий суд. А поскольку Штоккерау был городом прогрессивным и гуманным, то и форма для божьего суда была выбрана более чем божеская. Братьев не стали заставлять вылавливать золотые кольца из котла с кипятком, проходить между двух огней или переплывать Дунай со связанными за спиной руками (все перечисленное - известные приемы средневековой юриспруденции). Они всего лишь должны были весной, когда спадет паводок, выйти в пойму Дуная возле города и посадить по саженцу дуба. Чей дубок приживется и пойдет в рост - тот вроде как невиновный. А чей засохнет - добро пожаловать на плаху! Маленькая тонкость - саженцы следовало втыкать наоборот - макушкой в землю, а корнями вверх. Но разве приличный дуб такая мелочь остановит? Короче, как и ожидалось, прижились все три саженца. История не просто закончилась хеппи эндом, но и стала едва ли не главной визитной карточкой города. Некоторые даже название города интерпретируют как "Stock herauf" - восходящий саженец, ну или "палку вверх!" И на гербе города также изображен дуб, произрастающий из пня.

Впрочем подобные интерпретации не выдерживают критики. Дело в том, что из трех "братских" дубов один здравствует и поныне (а вот два других - сдохли, так что что-то с братцами было не чисто).

На вид дубочку лет 300-350, так что история могла произойти в веке XVI-XVII, в то время, как город Штоккерау известен аж с XI. И первое упоминание в летописи имеет довольно скандальный характер. Дело в том, что местные энтузиасты-смержевцы отловили мирного ирландского паломника, на своих двоих чапавшего в Иерусалим. По причине полного незнания местных языков несчастный пилигрим по имени Коломан был обвинен в шпионаже в пользу Чехии, жестоко истязаем и в конце концов повешен (на дубе?). Тот факт, что post hum его объявили великомученником за веру и даже святым - покровителем Австрии, вряд ли мог послужить ирландцу утешением. А вот символ Коломана - дуб, вырастающий из пня как раз и стал символом города, где святой расстался с земной жизнью.
----------
Вторая история, связанная с дубом, относится уже конкретно к горе Бизамберг, на склонах которой кроме дубрав наличествуют многочисленные виноградники. Рассказывают, что жил поблизости молодой крестьянин. От родителей он унаследовал лишь небольшой клочок земли (ни мельницы, ни осла), захудалый, полуразвалившийся двор и кучу долгов. Чтобы хоть как-то свести концы с концами ему приходилось ходить батрачить на местного богатея-кулака. По ходу дела наш герой положил глаз на хозяйскую дочку. Но далеко идущие планы по устройству личной жизни ожидаемо натолкнулись на решительный протест родителя невесты. Отдавать единственную и горячо любимую дочь за нищеброда тот категорически не собирался. И даже выгнал работника от греха подальше, посоветовав проваливать к черту с такими идеями.
Опечаленный молодой человек добрел до вершины горы Бизамберг и сел горевать под высокий дуб. Вскорости к нему присоединился охотник и завел беседу. В ходе оной беседы начинающий фермер (не иначе как по модному прикиду от Прада и изысканным манерам собеседника) опознал в собеседнике Чертодъявола собственной персоной. Нечистый предложил решить финансовые проблемы в обмен на стандартный договор о праве собственности на душу пациента. Парень согласился, однако выторговал у черта задаток в виде указания места, где спрятан ценный клад. Окончательное подписание документа он попросил отложить до "надо подумать". "И долго ты собираешься думать?" - спросил Чертодъявол. "Да пока с этого дуба не упадут все листья!" - сказал сведущий в ботанике паренек. "Ну это ладно, можно подождать. Но потом - или деньги назад с процентами, или душу выну!" - пообещал Чертодъявол и испарился. А парень пошел к указанному месту и выкопал горшок золотых монет. Но не сдал государству, а нагло присвоил ценную археологическую находку! Зато рассчитался с долгами, прибарахлился, отстроился, привел в порядок приусадебное хозяйство, накупил подарков потенциальному тестю с тещей и отправился свататься по новой. Такой подход в корне изменил дело и вскоре сыграли свадьбу. Наступила осень и Чертодъявол стал посматривать в сторону дуба, ожидая когда облетят все листья. Но дуб оказался "зимним" и расставаться с листвой не спешил. К тому моменту, когда весной опали последние сухие листья, на ветках уже вовсю зеленели новые. Тут Чертодьявол понял, что его обманули и отправился выводить дубового шелкопряда. Однако дело это оказалось долгим и муторным, так что молодые успели и состариться и даже умереть в один день, как утверждают немецкие сказки. Дуб, поучаствовавший в посрамлении врага рода человеческого, превратился в объект поклонения - настоящий тотем для жителей окрестных деревень. Когда старое дерево погибло (рано или поздно это должно было произойти), на его месте посадили новое, известное сегодня как "Bildereiche" - дерево с картинами (на самом деле - с иконами), а рядом возвели беседку. Так это место выглядит в наши дни.


Tags: acta herbae bisambergensis, austria, историческое, легенды и мифы, фенологическое
Subscribe

  • Влажные шумят ковыли...

    На горе Бизамберг. Между ними тамбурины - крупные головки Юринеи (Jurinea mollis). Маленький уютный кусочек Паннонии в пешеходной…

  • Королевская Стража

    В Австрии множество гор, горушек и иных возвышеных мест носят наименования "чья-нибудь стража" (Warte). Иногда на вершине присутствует и…

  • "Я с детских лет кочевал по пустыне..."

    Не всякая рыба - селедка, а в Австрии - не всякие горы - Альпы. Есть и помельче, но тоже интересные. К примеру - Лейта. Есть речка Лейта, которая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments