le_ra (le_ra) wrote,
le_ra
le_ra

Category:

тайны затонувших кораблей

Разговоров по поводу грядущего газопровода по дну Балтийского моря было и будет еще не мало. Но один из положительных эффектов, на мой взгляд, состоит в том, что на поверхность в буквальном смысле слова всплывают интересные эпизоды истории Балтики, до сих пор тихо лежавшие на грунте. Один из них касается истории Северной войны.
После Полтавы и Гангута, еле еле удрав из Турции, шведский король Карл XII все еще не желал смириться с поражением и твердо намеревался защищать последние шведские владения на юге Балтики, шведскую Померанию - Штральзунд и остров Рюген. В 1715 к ним подступила обьединенная датско-прусско-саксонская армия, в то время, как датский флот фактически господствовал на море.

Единственной возможностью противостоять датчанам и защитить Рюген от возможного десанта (а следует заметить, что несмотря на размеры у этого острова не так уж и много мест, где парусные корабли того времени могли безбоязненно подойти близко к берегу для высадки, а естественные гавани почти все находятся на южном берегу, внутри Грайфсвальдской бухты), было запереть фарватер между мысом Тиссов и хорошо укрепленным островком Руден. Что и было сделано. По приказу короля специальная команда из 700 шведских моряков конфисковала 20 торговых и рыболовных судов, загрузила камнями и затопила ровной цепочкой поперек фарватера. Поначалу эта мера была успешной и первую попытку прорыва гарнизон Рудена отбил. Но потом датский адмирал Sehestedt сумел подкупить лотсмана, который и провел флот через заграждение. 25 сентября 1715 года датчаные неожиданно высадились у деревни Stresow. Карл с двумя тысячами солдат поспешил к месту высадки, но наткнулся на десятитысячный корпус союзников, успевших уже построиться для битвы, сгрузить артиллерию и даже возвести заграждения перед лагерем. То, что произошло потом, напоминало Полтаву в миниатюре: отчаянная фронтальная атака шведов на заграждение успеха не имела, их отряд был в течение часа почти полностью выбит артиллерийским и мушкетным огнем. Раненого короля еле спасли, Рюген был для шведов потерян, а спустя три месяца пал и Штральзунд.
А вот затопленым кораблям в определенном смысле повезло. Сейчас они являются едва ли не самыми хорошо изученными корабельными остовами на Балтике. И их сохранность, с учетом солидного возраста, весьма неплоха. В частности известно, что все посудины построены из леса, выросшего на южном побережье Балтики, то есть корабли действительно померанские, а не шведские. Построены между 1674 и 1692, т.е. к моменту затопления явно не новые, длиной от 16 до 25 метров, как клинкерной (доски борта внахлест), так и каравельной (доски борта впритирку торцами друг к другу) сборки. Не исключено, что в ходе работ над газопроводом часть кораблей будет поднята на поверхность.
Ссылка на немецкую статью с интересными иллюстрациями:
http://www.uwa-mv.de/projekte/schiffsperre.html

Tags: Rügen, germany, историческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment